russkiy_malchik Golden Entry

Category:

Редкий пример достойного российского кино. О Белоруссии

Случайно и очень кстати наткнулся на редкий пример удачного современного российского сериала «Лето волков» аж 2011 года. Наверняка книга В. Смирнова "Тревожный месяц вересень", по которому он снят и первая советская экранизация лучше (к стыду своему не читал и не смотрел), но для российского кино фильм Дмитрия Иосифова —  очень приличное произведение, по-настоящему художественное, а не мыльное.

История увлекает и закрученностью сюжета, и раскрытием характеров, на редкость удачно сыгранных актёрами, в т.ч. молодыми, и народным юморком, даже мудростью в диалогах жителей белорусско-украинской деревни в последний год войны. С отличным музыкальным сопровождением неизвестного мне композитора Муратова, эмоционально дополняющим пространство картины. И что ещё большая редкость — с отличной режиссурой: почти нет лишнего кадра, даже мелкий эпизод имеет значение.

Но больше всего подкупает достойное прочтение жизни того времени — сурового и героического, без пошлости (хотя любовных линий и поводов было достаточно), без чернухи об ужасных НКВДшниках (наоборот, они предстают усталыми блюстителями послевоенного порядка), без идеализации народа, но с любовью к нему. Западнорусская речь произносится как разновидность русского языка, а потому воспринимается как родная, но при этом психология «хата с краю» и бандистская суть бандеровцев, которых поддерживала часть населения, переданы честно.

Молодой советский лейтенант Иван приходит в деревню как победитель и в ожидании спокойной мирной жизни, но с первых кадров видно, в каком напряжении и испуге живут местные. И причина в том не тяжести послевоенной жизни и даже не страшные чекисты, а террор бандеровцев и полицаев, которых не успевают вычистить из лесов (все силы СССР направлены на то, чтобы добить фашистов в Берлине). Постепенно в фильме раскрывается, какие зверства они творили в деревне, как и почему с ними сотрудничали местные жители, как они оставили подпольную сеть, с помощью которой их снабжали всем необходимым в лесу.

По большому счёту всем в деревне Глухари наплевать на такое положение дел, они либо боятся, либо хатаскрайничают, либо даже сочувствуют, а глава колхоза (Скляр), бывший партизан, у которого полицаи убили сына, махнул рукой в бессилии и даже приспособился. Но солдат, который тоже сначала хотел вернуться на фронт, после того как полицаи повесили прежнего милиционера решил не уходить от ответственности, и — вот важный момент! — вокруг него потихоньку стали мобилизовываться люди. Причём это не проговаривается напрямую, а косвенно показывается: если на первых в фильме похоронах почти никого из местных не было, то последние похороны собрали уже всю деревню, которая почувствовала себя единым целым.

Фильм достоен серьёзной рецензии, так как в нём помимо прочего выведены важные характеры: западнорусской красавицы-спивачки, любительницы красивой жизни, которая сотрудничала с полицаями, но у которой тем не менее осталось что-то человеческое, хотя постоянно побеждала тяга к роскоши (очень достойная роль неизвестной мне Марии Куликовой); великолепно сыгранной Верой Кавалеровой бабушки солдата, как тип матери-старушки-защитницы, мудрой и работящей без устали, острой на язык, сохраняющей православную веру; главы колхоза Скляра, в скупых монологах которого рассказана бурная комсомольская молодость, когда рушил церкви и запускал в небеса первые самолёты на резиновых жгутах, и страшная оккупация немцами, когда он партизанил и видел, как его сына повесили на таком же жгуте; хитрого и тянущего себе в карман всё, что плохо лежит, мужичка Пропиленко, типичного хатаскрайника, который тем не менее набирается мужества и помогает лейтенанту. Помимо главных героев в фильме красочно выведены персонажи второго уровня, без которых не бывает больших произведений (к примеру, местный дурачок или присоединившийся к бандеровцам Сеня).

Безусловно, есть в картине и недостатки (в частности, чуть наигранные фразы, плохая игра матроса, странная развязка), но всё это не портит общего впечатления от качественной драматичной киноповести. Как же приятно встретить, путь и с запозданием, достойное современное кино, которое цепляет, заставляет задуматься и просмотреть ещё раз. И что-то мне не помнится, чтобы его агрессивно рекламировали и горячо обсуждали так же, как Зулейху или Матильду.

P.S. Посоветуйте, если знаете другие фильмы 2000-х, о которых мало говорят, но которые достойны внимания.


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →