russkiy_malchik

Categories:

Вместо мёртвых партий – единый народный фронт?

Появившиеся слухи о слиянии «Единой России» с ОНФ в партии власти опровергли, и это понятно. Но также очевидно, что партия власти и в целом партийная система России давно устарели, не соответствуют вызовам и русскому менталитету, она вызывает у народа неуважение и даже раздражение. Не надо даже открывать данные ВЦИОМ, где ни одна из парламентских партий не превышает 35% барьера, чтобы признать, что они давно политически мертвы.

А значит партийная система требует кардинального пересмотра. Тем более что трансформация исполнительной власти и даже Конституции уже начата, очередь за законодательной ветвью (пожалуй, самой странной). Начать надо с признания того, что т.н. оппозиционные парламентские партии – КПРФ, ЛДПР, СР – являются, по сути, частью большой партии власти, выполняют функцию достройки к «Единой России». 

При этом вся конструкция совершенно искусственна и мертва, не отражает ни чаяний народа, ни какие-либо идеологемы. Созданные как вождистские партии, они существуют исключительно, пока дееспособны Зюганов, Жириновский и Миронов; не станет их (а возраст всех около 70 и выше) – не станет этих партий в нынешнем виде. Лидеры в свою очередь присягнули на верность президенту Путину как фигуре надпартийной, и тот регулярно собирает их, по-отечески выслушивая.

Какая же это многопартийность и оппозиция, это вынужденная имитация некоего ритуала... И нет ничего страшного, чтобы признать это и перестать кривляться, пудрить людям мозги, выдавая кого-то за оппозицию. Хватит играться в неоколониальную демократию, где отрядам аборигенов раздают погремушки, чтобы трещали в них с трибун и ни на что не влияли. Апофеозом такой обезьянней политтехнологии стало создание «Партии любителей пива» (помните такую?), но и сейчас к ней прибегают.

Система парламентской демократии — явление исключительно англосаксонское, появившееся как механизм поиска консенсуса между крупными собственниками при слабой власти монарха.

В России, построенной самодержавием и самодержавно управляемой при любом строе, не может и не должно быть никакой игры в оппозицию —  она обязательно становится или ручной, то есть частью власти, или разрушающей целостность государства. В России должна быть одна политическая сила, отражающая интересы большинства народа, а не разные партии (в первоначальном значении слова часть чего-то), отражающие интересы отдельных элитных групп. Собственно, поэтому при первой же нормализации государственного строя в России из парламента получается КПСС – не в смысле компартии, а в смысле всеобъемлющей партии власти.

И если стоит задача сделать чужеродный институт парламентаризма ближе к российским реалиям, понятнее российским гражданам, то 

необходимо объединить все системные партии в Единый народный фронт, который должен занимать все места в парламенте России 

(в идеале – назвать его Советом или Собором народных представителей, но это потребует поправки в Конституцию). Фронт не партия, он должен не разъединять, а объединять – это всенародное движение, некий срез страны из лучших представителей. Понятно, что приспособленцы сразу потянутся туда, поэтому принадлежность к народному фронту и участие в работе парламента не должны давать никаких льгот, но только дополнительные обязанности и ответственность.

В Госдуму (или Совет нарпредов) должен быть отбор лучших представителей разных профессий и специалистов отраслей народного хозяйства, учителей, военных, предпринимателей, учёных, работников торговли, которые могут выступить в качестве экспертов и выразителей позиции своего окружения при законотворчестве. 

Причём текущую деятельность в качестве парламентариев эти граждане должны осуществлять не в здании на Охотном ряду, а по месту жительства, уделяя часть рабочего времени на разработку и согласование законопроектов в онлайн-режиме, используя новые возможности цифровизации. К примеру, электронное голосование вполне возможно проводить дистанционно через электронную цифровую подпись.

Съезд всех парламентариев в столице можно осуществлять при необходимости в небольшом составе (в рамках рабочих комиссий) и периодично для согласования особо резонансных проектов и для отчёта о деятельности (экстренные и итоговые заседания). Таким образом, не просто будут сэкономлены бюджетные деньги, исчезнет кормушка и синекура, соблазнительная для карьеристов и бездельников.

Следует признать, что в последние годы Госдума уже стала избавляться от таких, в ней появилось больше порядочных и толковых людей, занимающихся делом. Но этот процесс следует завершить кардинальной трансформацией парламента. К слову, тот же ОНФ работает в таком же режиме – на местах, без ежедневных заседаний в столице. Таким образом, основным критерием для отбора в парламент должны стать не политические взгляды, а профессиональные качества и авторитет среди людей.

А уже в рамках самого фронта (ЕНФ) нарпреды могут сформировать фракции по политическим убеждениям. К примеру, правый и левый фланг с обязательным большинством консерваторов-традиционалистов посередине. Правое крыло фронта соберёт сторонников сильной имперской власти, жёсткой внешней политики в интересах русского мира, частной собственности в экономике и православной этики. Левое крыло – вменяемых социалистов, сторонников социальной справедливости и развития лучшего наследия советского времени.

Собственно, это и есть те самые распространённые фланги политического дискурса, которые волнуют народ и между которыми уместна и даже необходима дискуссия. Они – а не радикально либеральные секты, «зелёные» псевдоэкологи и сумасшедшие леваки. И дискуссия между настоящими правыми и левыми вполне уместна в парламенте, но в рамках единого организма ЕНФ, который целиком будет нести ответственность перед страной и президентом. Левое и правое крыло могут в зависимости от веяний времени и настроений в обществе усиливаться или ослабляться, количество их представителей в парламенте уменьшаться и увеличиваться, но центристское большинство должно оставаться большинством – это непременное условие преемственности власти.

И тут самое важное – 

такой подход потребует сформулировать взгляды центристского большинства, по сути, консервативно-традиционалистскую идеологию государственной власти. 

Не просто патриотизм для всех, а конкретные ценности, идеалы, взгляды на проблемы, исторические события – матрицу мировоззрения, которую будут разделять большинство граждан России. Кстати, у ныне действующего народного фронта (ОНФ), созданного в 2013 году, существует Манифест, о котором все забыли, и там можно найти вполне конкретные и важные формулировки: новая индустриализация, мировая научно-техническая держава, сбережение народа, уникальная российская цивилизация, солидарное общество, национальные элиты, Россия как интеграционный центр Евразии, жизнь по правде и справедливости.

Конечно, это слишком общо и недостаточно для дееспособной идеологии. Но такой манифест показывает, что ОНФ создавался с потенциалом и амбициями для чего-то большего. Логично предположить, что для трансформации парламентской системы, которая напрашивается к выборам в 2021 году после смены правительства и внесения изменений в Конституцию РФ.


Эдуард Биров, ForPost

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.