Category:

Новый этап интеграции с Белоруссией - шанс на объединение

Если верить данным «Коммерса» по новой интеграции с Белоруссией (а к сожалению, через него государство по-прежнему сливает достоверную инфу), то Москва и Минск договорились о следующей конкретике:

  • к 1 апреля 2021 года будет принят единый Налоговый кодекс (вступит в силу в 2022 году);
  • с 2021 года запускается единая таможенная политика (вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы) и энергополитика (создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии);
  • с 1 июня 2020 года взаимная отмена роуминга;
  • к 2021 году будут созданы взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства, то есть, видимо, Гражданских кодексов (работа над Основами гражданского законодательства Союзного государства);
  • с января 2022 года два государства в рамках Союзного государства намерены вести «согласованную политику» на рынке труда и в сфере соцзащиты, однако в последнем случае обещано лишь «сближение уровня» соцгарантий и в будущем — «равные права» граждан двух стран;
  • наконец, с 1 января 2022 года в Союзном государстве будут разграничены (как стандартно происходит в конфедерации) вопросы, относящиеся к общему и национальным предметам ведения.

«Коммерсант» оценивает такую интеграцию выше, чем в Евросоюзе —  местами как конфедерацию и даже федерацию, но при этом отмечает, что она вовсе не затрагивает оборону, госбезопасность, суд, правоохранительную систему, образование, здравоохранение, науку, и главное — госуправление.

И действительно: перед нами исключительно экономические договорённости, которые, казалось бы, вовсе не затрагивают политику. Причём интеграция не полная — в частности, не заявлено о создании единой валюты и общего эмиссионного центра.

Тем не менее если этот документ будет реализован, то к 2022 году Россия и Белоруссия получат единую налоговую систему, таможенную политику (а значит, в идеале — и решение проблемы с контрафактом), энергетическую систему (а значит, в идеале — отсутствие нефтегазовых споров), единую мобильную связь, унифицированные хозяйственные стандарты и госзакупки. 

А всё это в совокупности означает унификацию всей хозяйственной системы — от налогов до нефти/газа. Учитывая разницу в экономической мощи (в 29 раз), такая интеграция может стать предпоследним этапом к полному слиянию России и Белоруссии в одно государство (скажем, к 2024 году).

Однако отсутствие политических обязательств и объединения систем госуправления, безусловно, позволит Лукашенко в любой момент сорвать новый этап интеграции и заартачиться, как он это делал не раз. Нынешние договорённости нисколько от этого не оберегают — наоборот, они позволяют Лукашенко вновь отложить самый главный вопрос напоследок.

В любом случае лучше такие подвижки в интеграции с Белоруссией, чем никакие или чем украинский сценарий. Антироссийские выбрыки Минска это не нейтрализует, но при реализации новой программы возможностей для них станет меньше, так как Москва ещё теснее привяжет к себе экономику Белоруссии (итак далеко не независимую).


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.