Categories:

Ударная шестилетка: плюсы и минусы нацпроектов

В России фактически дан старт шестилетке ускоренного развития — запущены нацпроекты по 12 направлениям (плюс модернизация инфраструктуры) до 2024 года. В опубликованных паспортах нацпроектов поставлены чёткие цели, этапы, конкретные сроки исполнения и ответственные. При первом изучении документов не обнаружены принципиальные противоречия между ними — значит, нацпроекты стратегически согласованы между собой.

Внушительно выглядят суммы затрат на их реализацию — 25,7 трлн рублей до 2024 года. Да, эти деньги рассредоточены между 13 направлениями и на шесть лет, но, даже если эффективно будет реализовано 70% этих средств, они дадут значительный кумулятивный эффект (его уровень, кстати, правительство почему-то оценивает скромно — всего дополнительно 1−1,5% ВВП в год).

Содержание нацпроектов очень разное, и их ещё предстоит детально изучить, где-то даже ещё проработать. Разобраться неискушённому человеку в том потоке данных и цифр, который обрушился в последние дни, довольно трудно. Но ключевые параметры понятны, и уже можно определить те моменты, которые вызовут значительный эффект или, наоборот, трудности при реализации.

Цели некоторых нацпроектов выглядят сверхамбициозно — к примеру, рост строительства жилья до 120 млн кв. м в год, улучшение производительности труда на 20% или доведение количества малых и средних предпринимателей до 25 млн человек. Впрочем, это даже полезно — чтобы достичь реально значимых успехов, порой надо ставить нереальную планку.

Другие цели, наоборот, выглядят слишком скромно — к примеру, не понятно, как увеличение доли качественных региональных автодорог с 43,1 до 50,9% сможет кардинально улучшить дорожную сеть России. Существуют и такие нацпроекты, где финансирование явно не соответствует поставленным целям — по крайней мере, учёные выражают сомнение в том, что за примерно 100 млрд рублей в год можно построить 15 мировых научно-образовательных центров, наполовину обновить приборную базу и войти в пятерку ведущих стран мира.

Главная цель нацпроектов, как подчёркивает руководство России — улучшение качества жизни человека, материального и социального. По выражению Медведева, «чтобы люди могли сказать: «Мне нравится та жизнь, которой я живу». Что ж, даже в такой обтекаемой формулировке с таким пожеланием власти к народу не поспоришь. Разберём отдельные нацпроекты под этим углом.

«Здравоохранение» — пожалуй, самый бесспорный проект в силу его очевидности. Сделанные акценты на восстановлении первичной медпомощи (в том числе в сельской местности), привлечении новых квалифицированных кадров, масштабной профилактике населения, борьбе с онкологическими заболеваниями и модернизации детских больниц вряд ли кто-то оспорит.

Создание более 1200 фельдшерских пунктов в деревнях, приобретение 800 мобильных медкомплексов, строительство 78 вертолётных площадок при больницах, 27 национальных медицинских исследовательских центров, формирование сети из 420 региональных центров амбулаторной онкологической помощи, охват профилактическими осмотрами 70% взрослых и 80% подростков — всё это при полноценной реализации и доступности цен позволит создать в России достойную медицину для большинства населения.

«Демография» — смежный со здравоохранением проект, имеющий огромное самостоятельное значение. Дело в том, что после демографических успехов 2013—2015 годов, когда впервые в постсоветское время рождаемость россиян превысила смертность, с 2016 года убыль населения вновь увела в минус кривую демографии России. Задача восстановления прироста — это вопрос выживаемости русской цивилизации: без этого не имеет значения ни строительство дорог и школ, ни высокие технологии.

В нацпроекте предусмотрены, помимо материнского капитала за второго ребёнка, ежемесячные выплаты за первого ребёнка нуждающимся семьям (по 10 тысяч в месяц получат порядка 1,1 млн семей); льготные условия многодетным семьям по ипотеке (6% смогут получить более 1,6 млн семей); увеличение количества детских садов (255 тыс. новых мест для детей 1−3 лет); проведение около 450 тыс. процедур ЭКО за счет ОМС.

Как видно, практически все меры по улучшению демографии сводятся к материальному обеспечению, так как считается, что они недостаточно стимулируют рождаемость: мол, семьи не заводят детей из-за бедности. Но, возможно, материальные стимулы в принципе исчерпаны и дело в чём-то другом? Ведь в нищей Африке рождаемость зашкаливает, а в богатых странах Европы естественная убыль многие годы сокращает коренное население. А в Китае после разрешения на второго ребёнка обеспеченные граждане не спешат это делать. Существует большой риск, что и в России 3,1 трлн рублей в рамках нацпроекта «Демография» не приведут к естественному росту без нематериального стимулирования.

«Жильё и городская среда» — нацпроект, призванный решить давнюю проблему качественного жилья и комфортных городов. То, что в центре внимания обустройство именно городов, без учёта сельских поселений, недвусмысленно говорит о приоритете правительства, несмотря на все призывы президента, развивать одинаково сёла и города. Да, процесс урбанизации объективно неумолим, однако недостаток внимания к сельским поселениям увеличивает ощущение несправедливости среди тех, кто волей судьбы родился в деревне.

Впрочем, нередко горожане живут в не более комфортных условиях, чем сельчане — в старых аварийных домах или в гетто из необустроенных многоэтажек, и данный нацпроект должен решить их проблемы. Поставленная президентом цель в 120 млн кв. м жилья в год (что в 1,5 раза больше нынешних объёмов строительства) подразумевает, по сути, реализацию аналога хрущёвского проекта застройки массовым доступным жильём, правда, лучшего качества. Однако для их реализации необходимо решить ряд препятствий. Одно из них — воровство застройщиков — решено устранять за счёт контроля застройщиков с помощью ведущих банков благодаря системе эскроу-счетов. Банки, в свою очередь, жёстко контролируются Центробанком.

Но даже если удастся предотвратить увод средств и создать в отрасли новые мощности, что вызывает сомнения у экспертов, то вопрос в том, смогут ли граждане купить эти квартиры. Тем более что в нацпроекте заложено значительное удорожание квадратного метра — с 68,9 тыс. рублей до 75,2 уже в 2020-м, а в 2024-м — 88 тысяч рублей за метр модельного жилья в новостройке.

В нацпроекте ставка делается на ипотеку — 53 млн квадратов из 120 должны быть профинансированы за счет ипотечного кредитования, для чего среднюю ставку по ипотеке планируется снизить к 2024 году до 7,9% (а для льготников и до 6%). Однако, вопреки этому, накануне, в начале первого года исполнения нацпроектов, ведущие банки подняли ставку в среднем до 11%. Владимир Путин считает, что это временное повышение и вскоре ипотека начнёт дешеветь. Видимо, банкам надо это более доходчиво объяснить, иначе нацпроект «Жильё» — пожалуй, самый амбициозный — может быть сорван, так как новые квартиры будет некому покупать.

План модернизации инфраструктуры и нацпроект «БКАД» (дороги) — это, по сути, два нацпроекта по развитию транспортной сети и энергетики, которые должны связать огромные территории России в единое плотное пространство. В сумме на это будет выделено больше 11 трлн рублей, то есть почти половина всех затрат на нацпроекты.

Только краткое перечисление подпроектов и программ займёт немало места: строительство автомагистралей по маршруту Европа — Западный Китай; расширение Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в 1,5 раза, строительство долгожданной ВСМ Москва — Казань и железнодорожного перехода с материковой части России на Сахалин; увеличение мощностей морских портов России (Мурманск, Находка, Диксон, Тамань, Саббета и др.), увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн при строительстве 4 ледоколов на СПГ.

Строительство транспортно-логистических центров по транспортным коридорам Восток — Запад и Север — Юг мощностью не менее 51,6 млн тонн; строительство 1000 км дорог федерального значения, 14 автодорожных обходов крупных городов, 49 развязок и моста через Енисей, отремонтированы 32 моста; реконструкция 68 объектов в 66 аэропортах; увеличение пропускной способности внутренних водных путей за счёт строительства гидроузлов, реконструкции канала имени Москвы и пр.

Лишь половину финансирования возьмёт на себя государственный бюджет — другую половину должен взять на себя частный капитал. В результате запущенной в середине года инициативе Белоусова, после долгого сопротивления, тем не менее сформирован пул крупнейших российских компаний, которые гарантируют инвестиции в эти и другие инфраструктурные проекты.

Несомненно, в комплексе их реализация даст значительную отдачу — как для самого бизнеса, так для государства и граждан. Чего стоит, к примеру, возрождение межрегионального авиасообщения или высокоскоростная железная дорога, в строительстве которой ещё недавно сомневался министр финансов Силуанов. Однако для по-настоящему грандиозного размаха не хватает, к примеру, проекта основания нового города — создания с нуля эталона современного высокотехнологичного градостроительства.

Так же совершенно не ясно отсутствие отдельного нацпроекта по развитию несырьевой промышленности — ключевого драйвера любой модернизации. Да, косвенно обновление производства присутствует в нацпроектах по развитию экспорта (он невозможен без повышения качества промтоваров, а они без модернизации), производительности труда (это позволит улучшить производственный процесс), цифровизации и даже экологии (внедрение так называемых наилучших доступных технологий).

Однако все они не предусматривают решения острейшей проблемы российской промышленности — возрождения станкостроения, производства средств производства, без которой невозможна ни одна самодостаточная экономика.

Тем не менее существующие 13 направлений охватывают значительный спектр отраслей и объём работ. Даже беглый обзор нацпроектов, в который не вошли ещё наука, образование, культура, малый бизнес, где содержится много важных задач, показывает, какой масштаб работ предстоит совершить. И здесь заметен главный недостаток шестилетки — отсутствие стратегического понимания и идейного обоснования, для чего всё это делается, во имя чего такие старания.

Просто ради бытового комфорта? Ради всего хорошего? Вряд ли это тот мотиватор, который зажжёт миллионы сердец и придаст драйв амбициозным планам. А без энтузиазма и сверхидеи как заставишь чиновника не осваивать средства, а улучшать окружающую действительность?

Как убедишь бизнесмена, что его траты не просто вложения с небольшой отдачей, а вложение в великое дело, в золотое будущее страны? Без идейной мотивации нацпроекты рискуют свестись к красиво нарисованному на бумагах проекту и новым громким коррупционным делам.


Эдуард Биров, 15 февраля 2019, 19:57 — REGNUM  


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.