russkiy_malchik (russkiy_malchik) wrote,
russkiy_malchik
russkiy_malchik

Categories:

Как возродить современную российскую культуру. Наброски по следам нового выступления Ямпольской

Второй год подряд речь Елены Ямпольской на Госсовете по культуре становится наиболее значимой, животрепещущей, ёмко сформулированной. Разве что в прошлом году чуть более пафосно эмоциональной, а в этом чуть более эстетично красивой и при этом с указанием на конкретные механизмы решения.

Пожалуй, одно из главных замечаний Елены Александровны - о вторичности и подражательности культурной жизни страны, причём как массовой (телешоу, компьютерные игры), так и высокого современного актуального искусства (инсталляции, акции, выставки). Российские продюсеры, режиссёры и художники - из мейнстрима - делают ставку на подражание коммерчески успешным и раскрученным образчикам, но боятся делать что-то своё. Не выпендрёжно исключительное, а своеобразное - то, что исходит из внутреннего мира художника, пусть даже это не соответствует признанным форматам. Собственно, это огромная проблема всей современной культуры, но российской особенно - ориентация на финансовую выгоду всегда ориентирует на более, казалось бы, проверенные ходы. И после выхода одного успешного продукта выходят сотни, которые стремятся скопировать его успех, но становятся жалкими копиями итак невыдающегося примера. Все эти российские шоу, сериалы и ужасные киноподелки. Такой подход ущербен, особенно учитывая изначально менее выгодные материальные условия России по сравнению с западным миром.

Выход здесь только один - нужны люди, способные в полном смысле творить, а не подражать. Причём повсюду - и в кино, и в театрах, и в соцсетях. Ямпольская тысячу раз права - надо не запрещать Покемон Гоу (это всегда последнее средство), а придумывать свои увлекательные штуки, которые захватили бы внимание молодых людей или даже покорили бы мир. Скажем, тот же "мир танков" по интернету - пусть не самый лучший пример и вовсе не созидательная задумка, но сделанная как бы для себя, для своих. Или "28 панфиловцев" - не важно даже, какое это кино, главное - оно сделано для своих, от души, людьми, которые жили им и не пытались просто подражать, но даже наоборот, хотели сделать иначе принятым стандартам.

Второе замечание Ямпольской звучит как предложение о заключении договора между обществом и культурой под присмотром государства. Идея звучит эстетически красиво и призвана умиротворить возникший было конфликт государства и общества с мейнстримовыми деятелями современного искусства. Но сам по себе факт необходимости договора указывает на неразрешимость конфликта между ними и по европейской традиции предполагает двум противостоящим сторонам не решить его, а вынужденно отложить его в рамках взятых друг перед другом обязательств.

Однако в идеале как раз нам, русской культуре необходимо, чтобы и чиновник государства, и культурный деятель, и рядовой гражданин - то есть весь народ вместе - мыслили общими ценностями и со-работничали друг с другом ради процветания страны и культуры. Если художник видит в государстве врага, а в патриотизме общественников и в высоких ценностях Церкви - варваров и мракобесов, это тупик. Равно как если народ не приемлет деятельность художников, воспевающих "свободу сексуальных отношений". Они просто разговаривают на разных языка, и это тупик. Никакой договор, заключённый между, условно, Райкиным и широким зрителем, не спасёт ситуацию и не приведёт к расцвету культуры.

Понятно, что предложение Ямпольской - это некое пожелание компромисса. Равно как и прозвучавшее на том же Госсовете предложение Фомина создать совет по вопросам театров во главе с Мединским и Калягиным, который бы утрясал такие конфликты, как с Райкиным, и фактически следил бы за высокими стандартами в соответствие с новой стратегией по культуре. Как я предполагал, такой совет, в который предлагается включить максимально широкое представительство регионов, должен изящно повернуть требование либеральной столичной тусовки о невмешательстве государства и общества в её дела против неё же самой - ибо спорные вопросы будут решаться не государственной цензурой, а опосредованно через вменяемых представителей культуры.

В то же время реальный культурный прорыв может быть совершён только после того, как деятели культуры, народ и государство будут действовать в унисон и дышать одним и тем же воздухом, мечтать об одних и тех же идеалах. Другими словами, нужна та самая государственная идеология - но не как догма, а как набор общепринятых высших ценностей и целей, в которые поверила бы и следовала вся страна, весь русский мир.


РМ
Tags: Россия, Ямпольская Елена, высшие ценности, искусство, культура, масскульт
Subscribe

Posts from This Journal “культура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment