
Успехи "Газпрома" тем не менее вновь обостряют дискуссию о адекватности его стратегии развития, особенно в плоскости так называемой "сланцевой революции". Раздаются голоса и публицистов и аналитиков о том, что российская монополия проспала "сланцы", что планируемые сланцевые проекты, в частности "Шелла" на Украине, обессмыслят и даже обрушат бизнес "Газпрома". В украинском политикуме вообще излучают оптимизм с прожектами не просто по замещению российского газа сланцевым, а даже замещению будущего российского экспорта в Европу по существующему газопроводу. Где тут правда, а где домыслы — весьма познавательное свежее интервью "технаря", одного из руководителей "Северного потока" Сергея Сердюкова изданию "Невское время", рассказавшего, кому выгодна "сланцевая лихорадка" и ради чего её затеяли на Западе.
<...>
— У нас в России сейчас тоже в моде теории о сланцевом газе, который вскоре покорит мир…
— По правде сказать, моду на сланцевый газ мы ввели сами. В 1948 году именно сланцевый газ пришёл в Ленинград — раньше, чем в Москву. Но то был газ, полученный из добытого в шахтах горючего сланца путём возгонки в специальных реакторах в городе Кохтла-Ярве. Там большое месторождение сланца — одно на два государства, Россию и Эстонию, оно до сих пор может выдавать на-гора этот "белый уголь" в больших количествах. И его по-прежнему можно газифицировать, получая ценнейшее сланцевое масло и жирный сланцевый газ.
Ну а теорию про покорение мира природным сланцевым газом озвучивают всего несколько человек — вы их знаете, потому что они ваши коллеги, а я знаю, кому это надо, потому что мы в одной сфере работаем. В бильярде есть такой термин — карамболь, когда бьют по одному шару, чтобы он ударил по другому, а тот закатил в лузу третий. Здесь разыгрывается такая же комбинация — говорят об одном, имея в виду совсем другое. Реально спор идёт о том, оставить ли за "Газпромом" монополию на экспорт всего российского газа или допустить к экспорту ещё несколько крупных компаний. Владельцы этих компаний хотят получить прямой выход на зарубежные рынки, у государства на этот счёт свои соображения. Вот и решили некоторые товарищи показать общественности и руководству страны, какие руководители "Газпрома" недальновидные, как слабо они отслеживают конъюнктуру рынка, в частности проспали "сланцевую революцию". Значит, и доверять им весь экспорт тоже нельзя. Такая вот информационная многоходовка, впрочем не достигшая результата.
— Если сланцевый газ, как вы говорите, политический проект, откуда же тогда взялся украинский сланцевый проект стоимостью 20 миллиардов евро?
— Да не будет никакого украинского проекта — я вам как специалист говорю! Будут торжественные презентации, подписания соглашений, рукопожатия, перерезание ленточек и другие рекламные мероприятия. Это растянется на пару лет, потом под фанфары начнут бурить первую разведочную скважину, вторую. Затем проект признают неперспективным. Где сланцевый газ в Польше, который обещала там добыть "Эксон Мобил"? Где он в Венгрии? Пустышки. Концерн "Шелл", который собирается добывать газ на Украине, только что отказался от ряда сланцевых проектов в других странах, продаёт свои сланцевые активы в США. И на Украине будет то же самое. В мизерных количествах газ есть во всех сланцах, но Украине же не зажигалки нужно заправлять, поэтому проект будет заброшен.
ПОЛНОСТЬЮ ИНТЕРВЬЮ СЕРГЕЯ СЕРДЮКОВА ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ "РОССИЯ НАВСЕГДА"