russkiy_malchik (russkiy_malchik) wrote,
russkiy_malchik
russkiy_malchik

Categories:

Российский Кавказ: единение VS распад

kavkaz_voina

"РОССИЯ НАВСЕГДА"

Футболист Лахиялов проявил неуважение к гимну и флагу страны. Бывает. Но не тут-то было — праведный гнев "ура-патриотов" тут же заполнил информационное поле. Вспомнили и про брата-террориста и про то, что "хватит кормить Кавказ", а уж когда спустя пару часов Р.А. Кадыров не сдержался и выпалил правду-матку на всю страну — у "патриотов" случилась истерика. С момента "стояния на Манежке" не было более "удачного" момента потрясти кулаком и покричать про "белую Россию". Особо горячие головы снова начали обсуждать необходимость отделения Кавказа или хотя бы бойкот кавказских команд в ЧР по футболу, спортивные журналисты, конечно, с укоризной поворчали о недопустимости "националистической" риторики, но в целом также поступок Лахиялова осудили. И вот к середине недели история рассосалась. Лахиялов не извинился. Кадыров извинился, но не перед тем кем, следовало бы. Журналисты исписались, а футбольные власти с облегчением обо всем забыли. Все вернулось на круги своя, и именно теперь, когда стало "тихо" хотелось поднять этот крайне острый и сложный вопрос: а что для России Кавказ? А может, и вправду — ну его, пусть отделяется! Или, наоборот, вспомним методы генерал-фельдмаршала Барятинского?

***

Северный Кавказ со времен своего присоединения к России во второй половине XIX в. является одной из наиболее проблемных территорий страны, что довольно часто используется зарубежными конкурентами и противниками России, а также в целом расшатывает общественно-политическую и экономическую ситуацию. Северный Кавказ был одной из немногих территорий России (в нынешних ее границах), присоединенных в первую очередь при помощи военной силы. Многие местные народы по своей культуре, религии, способам хозяйствования, традиционному образу жизни, морально-этическим представлениям, национальному характеру, происхождению имели совсем мало общего с остальными народами страны. Географическое положение Большого Кавказского Хребта, дающее контролирующему его государству значительный геополитический перевес на Ближнем, Среднем Востоке, а также в южной части Восточно-европейской равнины и, как следствие, веками обращавшее на себя взоры правителей крупных мировых и региональных империй — Османской, Персидской, Британской, Арабского Халифата и других, выработало у местных жителей осадное мировоззрение. Крайне широкий спектр политических взглядов региона в совокупности с малоземельем, каменистыми почвами и засушливым климатом способствовала частым набегам и военным стычкам между коренными народами.
Сложный рельеф местности и общая напряженность приводили к консерватизму, сохранению родоплеменного строя, оторванности региона от общих тенденций исторического развития соседних народов. С присоединением Северного Кавказа к России, носившим во многом вынужденный характер, и развитием промышленности в России, в регионе были открыты крупные месторождения энергоресурсов, что еще более повысило стратегическое значение Кавказа, но и, как следствие, стало новым источником потенциальных конфликтов. Еще больше усугубила ситуацию прямолинейная политика первых советских руководителей с их лозунгом "национального самоопределения", которая привела к тому, что на Кавказе, как и во всей остальной стране, стали создаваться административно-территориальные единицы не по экономическому, а по национальному признаку, что во многом нарушило традиционные хозяйственные связи у преимущественно не знавших государственности народов и при этом стало миной замедленного действия в плане будущих территориальных претензий и шантажа руководства страны при межнациональных и клановых конфликтах.

После распада страны в 1991 г. крайне пестрый, но все же (в оппозиции остальному миру) единый Кавказ оказался разделенным на, грубо говоря, российский и зарубежный. При этом часть народов, имевших древнюю государственность (например, кабардинцы) не получили независимость, а другие, традиционно входившее в состав более крупных империй, стали свободными странами (например, Азербайджан). Искусственность разделения привела к бесчисленным межнациональным конфликтам, где национальные и религиозные противоречия служили инструментом для решения частных и клановых корыстных интересов, а также средством реализации зарубежными странами своих геополитических и экономических амбиций. Однако специфика региона такова, что несмотря на понимание народами Кавказа того факта, что их взаимные претензии используются для решения вопросов, не имеющих ничего общего с интересами простых людей, игнорировать внутренние противоречия недопустимо. По этой причине практически все обсуждения вопросов обеспечения безопасности и стабильности на Северном Кавказе сводятся к проблемам межнациональных отношений и противодействию религиозному экстремизму, т.к. без разрешения данных проблем говорить об экономическом развитии и безопасности не приходится.

Все заинтересованные игроки в регионе осознают, что на Кавказе весьма затруднительно сохранение статус-кво, поскольку оно не удовлетворяет интересам ни одной из держав региона. Административно-территориальное деление, проведенное СССР в Закавказье и на Северном Кавказе, было настолько условным, что могло удовлетворять только интересы страны, живущей в ожидании слияния всех этносов в "единую историческую общность — советский народ". Надежды на это не оправдались; более того, поскольку смешение между разными коренными народами региона происходило недостаточно быстро, то к моменту распада СССР каждый этнос региона сохранился сам и сохранял область своего компактного проживания, не вполне совпадающую с границами своей национальной республики. В то же время, у многих этносов региона вообще не было своих административно-территориальных образований. Это и привело к многочисленным конфликтам на территории Азербайджана, Грузии, Карачаево-Черкесии, Чечни, Северной Осетии, Дагестана, Абхазии и т. д. На Кавказе больше горячих точек и нерешенных проблем чем, пожалуй, в любом другом регионе мира. Все это отчасти — следствие недальновидной политики. Кавказ является ярко выраженной зоной контакта различных цивилизаций, где малоэффективно решение вопросов с позиций силы внедрения или культурно-исторического типа. Сэмюэл Хантингтон в книге "Столкновение цивилизаций" отмечает, что для многонационального государства особенно опасно, когда человек испытывает страх или неприязнь к языкам, религии и обычаям других народов.

МНОГО БУКВ ОБ ИСТОРИИ И ЗНАЧЕНИИ КАВКАЗА ДЛЯ РОССИИ


Tags: Кавказ, Россия навсегда, история России, русские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments