"Взгляд" сообщает:
"Министерство образования и науки опубликовало для общественного обсуждения проект приказа «Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности», где говорится о том, каким наказаниям могут быть подвергнуты школьники Согласно документу, школьной администрации предлагают три инструмента для воздействия на нарушителей дисциплины: замечание, выговор и отчисление, причем последнее может применяться только для учащихся старше 15 лет Этот же приказ говорит о создании нового органа – комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая будет вести дисциплинарное производство и выносить решение о наказании.
Грубым дисциплинарным нарушением, за которое может быть отчислен ученик, в проекте приказа называется следующее:
– неоднократные дисциплинарные проступки;
– появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
– совершение на территории образовательной организации действия, попадающего под уголовную или административную ответственность;
***
Фактически предложено создание первых рычагов влияния на воспитание и дисциплину детей в рамках школьного образования. Впервые спустя 20 лет, после крушения советской воспитательной системы! Скажу не преувеличивая как сын школьного учителя, это бальзам на душу тем преподавателям (не всем, конечно), которые в условиях полного хаоса, медийного разврата и бесконтрольности пытались самостоятельно и без поддержки системы образования, за счёт собственного энтузиазма и авторитета, хоть как-то воспитывать личность детей, учить их элементарным нормам поведения и вежливости.
До сего дня в школе учитель не имел никаких рычагов влияния на ученика с точки зрения контроля за элементарной дисциплиной, не говоря уже о полноценной воспитательной компоненте. Его роль свелась к обыкновенной обслуге, только на рынке знаний. В частных школах доходит до того, что в конфликте ученика (и родителя) с преподавателем директор автоматически становится на сторону первого, поскольку он клиент и платит за свою услугу. В государственных школах многие учителя просто бросили всякую заботу о личности детей и сводят свою работу к автоматическому "отбарабаниванию" предмета на уроке - и всё. Более того, выросло целое поколение учителей, которые даже близко не понимают, что школа - это вторая семья и воспитатель личности, а учитель - высокий пример для учеников. Не удивлюсь, когда многие из них сами будут противиться введению воспитательной компоненты в школу.
Меры, озвученные в проекте, безусловно, недостаточны и направлены только на дисциплину, а не на воспитание в целом. Но начинать надо, безусловно, именно с этого. Элементарные нормы уважения и культурного поведения есть базис воспитания, его основа, без которого невозможно говорить не о патриотизме, не о любви к знаниям, не о высших ценностях, традиции и вере. Огромное продвижение в случае принятия данного проекта заключается в том, что учитель наконец-то обретёт дисциплинарные механизмы, реальный рычаг влияния на детей. И дело отнюдь не в том, что предусматривается возможность отчисления. Ясно, что это угроза кары, которая, как правило, не будет применена. Дело в самой угрозе кары и в тех промежуточных наказаниях в виде зачисления, выговора и осуждения, которые, уверен, перевернут школьную жизнь и станут формировать новую реальность в стране.
Поколение невоспитанных, развращённых и озлобленных "волчат" - это пострашнее внешней военной агрессии, это подрыв основ народа. Перевоспитание их, обуздание с помощью вводимой дисциплины - задача архисложная и архиважная. Но давно пора за неё приниматься.
РМ