?

Log in

No account? Create an account
Русский Мальчик1

russkiy_malchik


Записки наивного человека

на исправленной карте звездного неба


Previous Entry Share Flag Next Entry
Реформы Ивана Грозного
Русский Мальчик1
russkiy_malchik
rusrand 
_________________________

Фрагмент из монографии "История России. Учебник для учителя"

Оценка правления Ивана Грозного в историографии и в памяти народа имеет принципиальные отличия. В историографии с начала XIX века сложился антигрозненский едва ли не пасквиль. За основу в оценках были взяты без должной верификации на предмет ангажированности свидетельства иностранцев, таких как бывший опричник Генрих Штаден. Особо значимую роль в утверждении антигрозненского памфлета имела «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. Однако обрушившаяся на Ивана Грозного с начала XIX века критика не может быть адекватно понята без учета идеологического контекста соответствующей эпохи. Это было время популярности идей конституционализма. Памфлет на Ивана Грозного потребовался для демонстрации порочности самодержавной модели властвования и предпочтительности ограниченной конституцией системы правления.

Патологически негативно оценивался Иван IV и в западной историографии. И это понятно из содержания геополитического противостояния XVI века. Русская цивилизация фактически впервые обнаружила способность открыто противостоять Западу. Причем противостоять, как в период Ливонской войны, в одиночку. Впоследствии точно такой же индикативной фигурой в столкновении западнической и почвеннической парадигм станет И.В. Сталин. Все, что в современности используется в критике И.В. Сталина, с удивительной закономерностью повторяет выдвинутое прежде в критике Ивана Грозного.
Совершенно иное дело – отношение народа. В народной памяти установилось почитание грозного царя в качестве святого.

Факт включения Ивана IV в каталоги святых признавался видным историком Церкви Е.Голубинским. Сохранились иконографические изображения Ивана IV с нимбом. Вплоть до 1917 г. к гробнице Грозного в Кремле шел простой народ, прося его о заступничестве перед Господом. Устраивались многочисленные панихиды с поминовением царского имени. Культ Ивана Грозного был столь значительным, что вопрос об его официальной канонизации ставился даже на Поместном Соборе 1917-1918 гг.

Почитание царя связано с его проектом теократизации государства. Вся его политика соотносилась с задачей организации государственного бытия на принципах религии. Быть реализованным в полной мере это в принципе не могло. Отсюда драматизм грозненского правления. Земная жизнь не может быть организована как небесная. Но может произойти приближение к небесному идеалу или отдаление от него. Именно религиозная утопия Ивана IV позволила сформировать идеальную ценностную матрицу православного царствования.

ПРОДОЛЖЕНИЕ...



  • 1
Стал кошмаром для элиты и идеалом для простого народа, поэтому и считается сейчас злейшим тираном. Элите не нужен правитель, народный заступник.

Пользуйтесь укорачивателями ссылок, например http://clck.ru

Да-да, тоже хотел ссылку дать на "Ивановы годы" Вершинина. Стоит прочтения.
Кстати, ссылку можно облагородить еще и так:
<а href="собственно ссылка, на которую ссылаетесь">фраза или слово, на которое ссылаетесь
Например: Ивановы годы


Edited at 2012-12-22 06:46 pm (UTC)

Слияние Церкви с государством - беда прежде всего для Церкви.
Из утопии ничего путного получиться не может.
Но как Правитель - один из лучших в истории России.

Владимир

(Anonymous)
Беда многих доверять аганжированным источникам.
Извините но Штаден на которого многие так любят ссылаться Не Был Опричником. Это его фантазии и ложь. Имеется список окладов опричников с перечислением получателей---нет там Штадена.
А сам Штаден был простым шинкарем(думаю знаете кто это) и заимел проблемы с властью из-за подпольной продажи спиртного. Разумеется сильно обиделся ну и пошел врать как "сивый мерин!

  • 1