Понимаешь, но не чувствуешь этого сам, а только восхищаешься внешней красотой строений, не ощущая внутреннюю.
Глядя на сталинскую архитектуру и грандиозные проекты раннесоветской эпохи, понимаешь, что подобное могли сотворить только те люди, внутри которых горель огонь великой Идеи (справедливости на земле, без того самого Слова) и высочайшего жертвенного энтузиазма, которые придавали им силы, ощущение небывалой как собственной, так и коллективной мощи и готовности на ежедневные подвиги.
Понимаешь, но не чувствуешь это внутри себя и не можешь пережить то, что переживали те люди. А значит - не имеешь права оценивать их по своим лекалам.
Глядя на современные стеклобетонные хлевы потребления, понимаешь, что у нас нет ничего подобного внутри и что мы не способны ни на что поистине великое. Понимаешь и чувствуешь, что мы не горим - мы жуём, а значит никогда не построим ничего величественнее и красивее хлева.
Мы восхищаемся архитектурой церквей и сталинских построек, но обливаем грязью людей того времени, не понимая, что не могло быть одного без другого. И, подсознательно это ощущая, злимся на них и самих себя. Превращаемся в дикарей без роду и племени, продающих душу за бусы.
Единственный наш выход, единственный путь уцелеть в качестве самобытного мира - это создать внутри себя нечто такое, что помогло бы нам обрести великую Идею-Слово, высочайший энтузиазм и полет мысли/сердца, ощутить созидающую мощь и начать строительство Нового Старого Мира. Но не примитивно повторять былое, пытаясь вернуться в прошлое (это не менее жалкое состояние), а создавать Новое. Возможно, и на основе двух ранее существовавших миропорядков - Идеи и Слова.
Чтобы далекие потомки и историки, глядя на наши сооружения, говорили - да, эти люди имели внутри себя что-то необычное и восхитительное. Они были способны на великое.