________________________________________
http://rusrand.ru/idea/idea_34.html
Отношение религиозных организаций и государства - одна из самых болезненных тем в постсоветский период. С одной стороны, после падения антирелигиозного коммунистического строя было объявлено о возрождении религии и всего, что с ней связано. Но довольно скоро обнаружилось, что это далеко от действительности, и религиозность стала уделом меньшинства, большинство же либо ударилось в оккультизм, либо осталось в некотором промежуточном состоянии. С другой стороны, официально был установлен светский характер государства, фактически же игнорирование церкви и государства друг другом. В результате чего вопросы духовности и нравственного поведения людей лишились базиса и упали на самое дно государственных интересов. Россия подошла к тому этапу, когда крайне важно выстроить такой механизм взаимодействия государства и традиционных религиозных организаций, в котором ценность свободы вероисповедания совмещалась бы с духовно-нравственным развитием общества. Авторы "Национальной идеи России" считают, что это должно быть социальное партнёрство церкви и государства.
Представляем вашему вниманию главу из 5-то тома "Национальная идея России" - "Вероисповедание", в котором перечислены конкретные шаги по выстраиванию такого партнёрства.
***
1) единство вероучения, священных писаний и их толкований, религиозной практики, внутренних установлений;
2) факт, свидетельствующий о существенном историческом позитивном вкладе в создание и построение Российского государства; развитие гражданственности и патриотизма населения; укрепление семьи; формирование традиций, культуры, языка, духовно-нравственных ценностей государства и общества в Российской Федерации;
3) отсутствие в вероучении, религиозной доктрине и в литературе, признанной религиозной организацией в качестве священной, положений, которые авторитетно толкуются на уровне вероучения как целенаправленно призывающие к насилию над личностью, направленных против жизни и здоровья человека, основ конституционного строя и безопасности государства;
4) исторически сложившаяся преемственность структуры и органов управления, основанная на внутренних установлениях;
5) наличие внутреннего механизма контроля за сохранением основных положений вероучения и организационной целостности, основанного на внутренних установлениях.
Факторы жизнеспособности страны в сегменте вероисповедания могут быть максимизированы путем решения ряда конкретных выявленных проблем.
Некоторые из них требуют решений конституционного уровня. К ним относятся следующие проблемы.
1. Недостаток уважения к религиозно-культурному наследию в обществе. Представляется, что на уровне основного закона страны необходимо закрепить важность преемства духовной традиции, что имеется в 115 конституциях стран мира. Россия — многоконфессиональная страна с доминирующей православной компонентой, соотносящейся с русской доминантой русской (российской) цивилизации. Да и само по себе признательное и уважительное отношение государства к религиям должно получить в Конституции явное отражение.
2. В действующей Конституции не отражена ответственность государства за соблюдение принципа свободы совести, хотя представляется, что свобода совести относится к неотъемлемым правам и свободам человека и гражданина, за обеспечение которых власть несет ответственность. Предлагается в новом разделе, раскрывающем тему ответственности государства (органов, лиц), отразить и реальную гарантию соблюдения свободы совести.
3. Нечеткость понятия отделения религии от государства, которое оставляет неясным, отделяются ли религиозные организации от государства с организационно-правовой точки зрения, или конституционный принцип накладывает запрет на любое взаимодействие государства с конфессиями.
Принцип светскости государства и отделения религии от государства, провозглашенный в действующей Конституции, не подвергается сомнению. Представляется, что следует понимать принцип отделения как невмешательство государства и религиозных организаций в дела непосредственной компетенции данных субъектов, и четко обозначить эти закрытые для вторжения сферы.
Но вместе с тем необходимо установить принципы и сферу взаимодействия обоих институтов: государства и религиозных объединений.
4. Незащищенность религиозных организаций от вторжения государства в свои внутренние дела — наследие, оставшееся от синодальной и советской эпохи полного государственного контроля деятельности конфессий. Проблема решается в рамках вышеупомянутого подхода. Отметим в этой связи, что данным положением решается и проблема настороженного отношения мусульманской, иудейской и буддийской элит (а также части христианской интеллигенции) к общей национальной идее: указанные религии участвуют в формировании и продвижении российской национальной идеи в той мере, в какой это согласуется с их вероучением (в плане патриотизма, связанного с многонациональным государством, многонациональной культуры, межрелигиозного сотрудничества в решении экзистенциальных проблем страны и т. п.), и государство уважает их вероучительные ограничения.
5. Не оговорена возможность для религиозных организаций сотрудничать с государством, что не дает религиозным организациям в полной мере реализовывать свой потенциал. Практика взаимодействия конфессий и государства широко представлена в России; представляется необходимым легитимизировать эти отношения, которые не отменяют светскости государства и нужны для достижения общественного блага.
Необходима также реализация предлагаемых концептов решения проблем в качестве программно-управленческого документа высокого уровня, каковым выступает Доктрина безопасности и развития России.
Необходима реализация концепции социального партнерства государства и религиозных организаций, дающей возможность любой религиозной организации при соответствии критериям получать преференции.
Данный концепт решает серьезные проблемы как сотрудничества государства и конфессий для общественного блага, так и легитимации такого сотрудничества. В целях реализации концепта нужно принять федеральный закон «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями».
Под социальным партнерством в данном контексте понимается система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями, направленная на обеспечение реализации религиозными организациями уставных целей и задач в решении социально значимых проблем.
Отношения социального партнерства устанавливаются при безусловном соблюдении прав личности на свободу совести и свободу вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом и предусматривают введение для тех религиозных организаций, которые получают статус социальных партнеров, приоритетов и льгот в отношении деятельности, направленной на позитивное решение социально значимых задач в интересах человека, семьи, общества и государства.
В силу уважения многоконфессиональности страны следует ввести положение, что каждая религиозная организация имеет право на получение статуса социального партнера. Для этого она должна пройти специальную процедуру государственной аккредитации, в процессе которой подтвердить свое соответствие установленным в законопроекте критериям. Предлагается ввести централизованные и местные религиозные организации — социальные партнеры.
Централизованные религиозные организации, претендующие на получение статуса централизованной религиозной организации — социального партнера, должны соответствовать следующим критериям:
Некоторые из них требуют решений конституционного уровня. К ним относятся следующие проблемы.
1. Недостаток уважения к религиозно-культурному наследию в обществе. Представляется, что на уровне основного закона страны необходимо закрепить важность преемства духовной традиции, что имеется в 115 конституциях стран мира. Россия — многоконфессиональная страна с доминирующей православной компонентой, соотносящейся с русской доминантой русской (российской) цивилизации. Да и само по себе признательное и уважительное отношение государства к религиям должно получить в Конституции явное отражение.
2. В действующей Конституции не отражена ответственность государства за соблюдение принципа свободы совести, хотя представляется, что свобода совести относится к неотъемлемым правам и свободам человека и гражданина, за обеспечение которых власть несет ответственность. Предлагается в новом разделе, раскрывающем тему ответственности государства (органов, лиц), отразить и реальную гарантию соблюдения свободы совести.
3. Нечеткость понятия отделения религии от государства, которое оставляет неясным, отделяются ли религиозные организации от государства с организационно-правовой точки зрения, или конституционный принцип накладывает запрет на любое взаимодействие государства с конфессиями.
Принцип светскости государства и отделения религии от государства, провозглашенный в действующей Конституции, не подвергается сомнению. Представляется, что следует понимать принцип отделения как невмешательство государства и религиозных организаций в дела непосредственной компетенции данных субъектов, и четко обозначить эти закрытые для вторжения сферы.
Но вместе с тем необходимо установить принципы и сферу взаимодействия обоих институтов: государства и религиозных объединений.
4. Незащищенность религиозных организаций от вторжения государства в свои внутренние дела — наследие, оставшееся от синодальной и советской эпохи полного государственного контроля деятельности конфессий. Проблема решается в рамках вышеупомянутого подхода. Отметим в этой связи, что данным положением решается и проблема настороженного отношения мусульманской, иудейской и буддийской элит (а также части христианской интеллигенции) к общей национальной идее: указанные религии участвуют в формировании и продвижении российской национальной идеи в той мере, в какой это согласуется с их вероучением (в плане патриотизма, связанного с многонациональным государством, многонациональной культуры, межрелигиозного сотрудничества в решении экзистенциальных проблем страны и т. п.), и государство уважает их вероучительные ограничения.
5. Не оговорена возможность для религиозных организаций сотрудничать с государством, что не дает религиозным организациям в полной мере реализовывать свой потенциал. Практика взаимодействия конфессий и государства широко представлена в России; представляется необходимым легитимизировать эти отношения, которые не отменяют светскости государства и нужны для достижения общественного блага.
Необходима также реализация предлагаемых концептов решения проблем в качестве программно-управленческого документа высокого уровня, каковым выступает Доктрина безопасности и развития России.
Необходима реализация концепции социального партнерства государства и религиозных организаций, дающей возможность любой религиозной организации при соответствии критериям получать преференции.
Данный концепт решает серьезные проблемы как сотрудничества государства и конфессий для общественного блага, так и легитимации такого сотрудничества. В целях реализации концепта нужно принять федеральный закон «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями».
Под социальным партнерством в данном контексте понимается система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями, направленная на обеспечение реализации религиозными организациями уставных целей и задач в решении социально значимых проблем.
Отношения социального партнерства устанавливаются при безусловном соблюдении прав личности на свободу совести и свободу вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом и предусматривают введение для тех религиозных организаций, которые получают статус социальных партнеров, приоритетов и льгот в отношении деятельности, направленной на позитивное решение социально значимых задач в интересах человека, семьи, общества и государства.
В силу уважения многоконфессиональности страны следует ввести положение, что каждая религиозная организация имеет право на получение статуса социального партнера. Для этого она должна пройти специальную процедуру государственной аккредитации, в процессе которой подтвердить свое соответствие установленным в законопроекте критериям. Предлагается ввести централизованные и местные религиозные организации — социальные партнеры.
Централизованные религиозные организации, претендующие на получение статуса централизованной религиозной организации — социального партнера, должны соответствовать следующим критериям:
1) единство вероучения, священных писаний и их толкований, религиозной практики, внутренних установлений;
2) факт, свидетельствующий о существенном историческом позитивном вкладе в создание и построение Российского государства; развитие гражданственности и патриотизма населения; укрепление семьи; формирование традиций, культуры, языка, духовно-нравственных ценностей государства и общества в Российской Федерации;
3) отсутствие в вероучении, религиозной доктрине и в литературе, признанной религиозной организацией в качестве священной, положений, которые авторитетно толкуются на уровне вероучения как целенаправленно призывающие к насилию над личностью, направленных против жизни и здоровья человека, основ конституционного строя и безопасности государства;
4) исторически сложившаяся преемственность структуры и органов управления, основанная на внутренних установлениях;
5) наличие внутреннего механизма контроля за сохранением основных положений вероучения и организационной целостности, основанного на внутренних установлениях.
[...]
Сотрудничество религиозных организаций с государством в сфере образования помогает решить проблему наследия духовных ценностей и воспитания учащихся. При этом следует иметь в виду принцип добровольности и альтернативности курсов, обучающих религии. Кроме того, представляется, что сотрудничество в сфере образования должно происходить в рамках социального партнерства. Предлагается привлечение органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения социально значимых проблем общества и государства образовательных учреждений следующих типов:
- учреждений профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей;
- негосударственных общеобразовательных учреждений с преподаванием культурологических, религиоведческих, этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров;
- государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с факультативным светским преподаванием культурологических, религиоведческих, этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров.
Защита от деструктивных процессов в обществе с помощью религиозных организаций должна осуществляться в рамках социального партнерства для решения вопросов примирения в религиозных, этнических и иных социальных конфликтах.
Урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся на военной службе, необходимо для легитимации признанного во всем мире (кроме Китая и Корейской Народно-Демократической Республики) института военных капелланов.
Данный институт призван удовлетворять религиозные нужды военнослужащих и участвовать в воспитании личного состава. Предлагается предоставить централизованным религиозным организациям — социальным партнерам право создавать в соответствии со своими внутренними установлениями структурные подразделения по взаимодействию с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а органам государственной власти — обеспечивать их присутствие и деятельность в Вооруженных Силах РФ по желанию военнослужащих.
Урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся в местах лишения свободы, также необходимо как в целях воспитания и социализации заключенных, так и в целях легитимации уже сложившегося партнерства религиозных организаций и Федеральной службы исполнения наказаний. Предлагается предоставить структурным подразделениям по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ, которые учреждены религиозными организациями — социальными партнерами, право проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.
Возможность наследования духовных ценностей с помощью религиозных организаций важна для сохранения и восстановления прерванной преемственности с исторической духовной традицией.
Предлагается узаконить сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере непосредственного формирования у граждан моральных и нравственных, семейных и общественных, гражданских и патриотических ценностей.
Защита института семьи с помощью религиозных организаций необходима для решения как проблемы идейно-духовного вакуума, послужившего одной из причин демографического кризиса, так и поощрения деятельности религиозных организаций по укреплению семьи.
Активизация благотворительной деятельности и ее поощрение с помощью религиозных организаций должна проходить прежде всего в рамках социального партнерства. Предлагается разработка органами государственной власти и местного самоуправления и религиозными организациями — социальными партнерами совместных социально-благотворительных программ.